Патриотическое воспитание

 

МБОУ СОШ № 37

г. Ставрополя

Патриотическое воспитание

 

Патриотическое воспитание в школе

Патриот – человек, любящий Родину, учащийся и трудящийся для ее развития и процветания и, в случае опасности готовый защищать ее. Патриотом нельзя стать с рождения. Это длительный процесс личностного становления, формирование которого происходит на протяжении всей жизни. Патриотические чувства формируются в общении с природой родного края, в знакомстве с народностями и историей нации.

И хотя патриотическое воспитание в школе занимает одно из ведущих мест, все же патриотическое воспитание ребенка начинается в семье. Родители и близкие родственники на ранних этапах развития уже формируют естественную привязанность через колыбельные, сказки, народное творчество. Именно в семье происходит культурное развитие ребенка, а именно передача семейных ценностей и модели поведения.

Семья всегда находится в постоянном взаимодействии с воспитательными учреждениями. И главная задача родителей и педагога – взаимодействовать так, чтобы результат воспитательного момента был максимальным.

 

   Патриотическое воспитание в школе через духовно-нравственное направление

 Особую значимость в современном обществе приобрела проблема духовно-нравственного воспитания. Совесть, честь, долг – эти понятия уже не являются ключевыми и постепенно обесцениваются в современном мире.

Работу по воспитанию честного и высококультурного гражданина необходимо начинать в возрасте 6 – 7 лет, т.е. начать патриотическое воспитание в детском саду, путем знакомства ребенка с нравственными нормами и правилами поведения. В дальнейшем проводится масса мероприятий, к которым также привлекается семья и ближайшее окружение ребенка.

Организация духовно-нравственного развития осуществляется по следующим направлениям:

  • воспитание патриотических чувств, гражданственности и толерантное отношение к правам и свободам человека;

  • воспитание нравственности и морального сознания;
  • воспитание трудолюбия и уважительного отношения к жизни;

  • воспитание уважения к семье, здоровью и здоровому образу жизни;

  • воспитание уважения к природе;

  • формирование чувства прекрасного и должного отношения к искусству и творчеству.

 

Для формирования и воспитания всех чувств необходимо участие не только педагогов, но и семьи. Очень важно проводить беседы, включающие вопросы национальной терпимости, правил поведения и моральных норм. Также необходимо проводить пикники и субботники, акцентируя внимание на сознательности человека и его помощи окружающей среде. Педагогу не всегда удается должным образом побеседовать с учениками на такие глубокие темы, поэтому такую работу должны проводить и родители.

Классные часы, деловые игры, тематические праздники – прерогатива учителей. Внеурочные занятия в игровой форме, способствуют более глубокому запоминанию основных принципов преподаваемого материала.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основополагающих элементов школьного образования, что содействует воспитанию добрых, искренних, трудолюбивых людей.

  Патриотическое воспитание в школе через культурно-историческое направление

 Культурно-историческое патриотическое воспитание в школе предполагает работу по следующим направлениям:

1.     привитие любви у учащихся к родному краю, его природе и людям;

2.     создание установки на сохранение памятников боевой славы, имеющих культурную и историческую ценность;

3.     воспитание толерантности к людям разных народностей и религий.

В русской культуре очень много традиций, которые играют огромную роль для русского человека. Воспитание в культурно-историческом контексте формирует понимание значимости государства в мире и истории, а также знание традиций своего народа.

Задача педагога, работая в этом направлении, воспитать чувство долга перед государством, семьей и Родиной, привить любовь к родной природе и уважение к окружающим.

Работа учителя – это труд, направленный на гармоничное развитие личностных качеств у школьника. Для формирования гражданственности, духовности, воспитания нравственности используется множество методов и форм обучения, среди которых:

  • создание краеведческих кружков и музеев;
  • организация исторических экскурсий;
  • проведение уроков мужества и толерантности, тематических вечеров;
  • ведение конкурсной работы на экологическую тему
  

 

Патриотическое воспитание в школе через гражданско-правовое направление

 На данный момент главнейшей задачей образовательного процесса является воспитание честного, сильного, морально-устойчивого, доброго человека, разбирающегося в своих правах. Современный мир накладывает на человека много обязанностей, среди которых терпимость и уважение к правам и свободам человека.

Целью данного направления является формирование умения вести диалог в экстренной ситуации и сохранять самообладание, воспитание чувства ответственности, формирование активной гражданственной позиции, воспитание многогранной личности, успешно функционирующей в обществе.

Проведение работы патриотическому воспитанию в школе в гражданско-правовом направлении целесообразно проводить в несколько этапов.

 

1.     Начальная школа. На первом этапе закладываются основные ценности и нормы поведения. Школьник осознает себя гражданином своей страны, личностью, ответственной за свою деятельность. Помимо этого, развиваются коммуникативные навыки ребенка и его творческий потенциал.

2.     Основная школа. Главной задачей этого этапа является воспитание уважения к праву и закону, ответственности перед социумом. Формирование в сознании школьника этих понятий очень важно, так как необходимо для дальнейшей благоприятной жизни в обществе.

3.     На третьем этапе углубляются и расширяются познания школьника о правах и свободах человека, определяется его гражданская позиция и политическая ориентация. Целью этого этапа является совершенствование готовности защищать и отстаивать свою гражданскую позицию и свои права, а также права других людей.

 

Для наилучшего усвоения поставленных задач, необходимо использовать следующие формы обучения:

  • проведение уроков обществознания и истории;
  • создание правовых клубов и кружков;
  • классные часы, посвященные правам и свободам человека;
  • проведение ежемесячных тематических мероприятий, экономически-правовой направленности, например, «День предпринимателя», «Открой свое дело» и пр.;

  

Патриотическое воспитание в школе через военно-патриотическое направление

 Военно-патриотическое направление в воспитании наиболее часто встречается в системе школьного образования. Этому способствуют различные праздники, такие как День защитника Отечества, День Победы, которые отмечаются повсеместно по всей России.

Целью данного направления является необходимость формирования у школьника таких чувств, мыслей и идей, которые служили бы на благо Родины, призывали к ответственности перед народом и перед страной.

Залогом правильного воспитания патриота является активная работа всего педагогического коллектива, родительского комитета и ученического актива. Для этого заранее планируются и проводятся различные мероприятия военной тематики, часто приуроченные к какой-либо дате. Это и встречи с ветеранами, и организация музеев, и проведение классных часов, и написание сочинений, и просмотр художественных и документальных фильмов с последующим обсуждением и пр.

 

У многих школьников недостаточно сформирован идеал патриотической личности. Поэтому необходимо прилагать все усилия для того, чтобы подросток осознавал свою роль в обществе, умел отстоять свою позицию и испытывал необходимость приносить пользу своей стране и народу.

Воспитывая патриота, человека делового, разностороннего можно не сомневаться, что общество и государство будет развиваться. В этом состоит государственный подход к делу воспитания школьника.

 

  

Дата последнего обновления страницы 14.10.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»